Село Каменки
ШТРИХИ К ПОРТЕРУ КАМЕНОК НИКОЛЬСКИХ
Каменки Никольские – одно из крупнейших сёл бывшего Нижегородского уезда, являвшееся в XIX веке волостным центром. Название его для России традиционное. Означающее, как правило, обилие каменных домов. Сельский храм Николая Чудотворца образовал приставку к имени – Никольские. Жители здесь издавна занимались изготовлением кирпича, многие из них жили в каменных хоромах. Есть недалеко от Каменок даже посёлок со специальным названием – Красный кирпичник. Но относительно названия села существует и иная версия.
КАМЕНКИ
По мнению директора Каменского музея Германа Ивановича Замотаева, название произошло из-за большого количества оставшихся здесь от ледника голышей – донной морены. Эти гранитные камни, в большом количестве имеющиеся в почве, активно использовались при строительстве, в частности, фундаментов домов. Были здесь, как и в других окрестных селениях, кирпичные заводы, кое-кто занимался извозом людей и грузов, в том числе на Нижегородской ярмарке. Действовало двухклассное земское училище, пущенное в 1905 году вместо прежней школы. Нижегородским земством открыт врачебный участок: амбулатория, аптека, больница.
Установили здесь и памятник царю-освободителю Александру II, который сбросили большевики.
Каменки были большим торговым селом, важным транспортным пунктом. Достаточно сказать, что сюда в обязательном порядке заходил крестный ход со знаменитой Оранской чудотворной иконой.
К сожалению, в советское время здесь (впрочем, как и повсеместно) не уделялось должное внимание изучению дореволюционной истории. А сегодня почти все свидетели той давней поры ушли в мир иной.
Однако надо отметить, что память о советских временах в Каменках охраняется тщательно. С начала 80-х годов прошлого столетия на каждом партийном собрании в селе последнее слово брал преподаватель местной школы Сергей Яковлевич Приятелев. Затронет в выступлении несколько общесовхозных проблем, а в заключение скажет: «Каменкам обязательно нужен свой музей, мы должны знать историю родного села».
Словом, бил в одну точку. И добился своего. В конце концов, тогдашний директор совхоза «Каменский» Г. С. Кузьмичёв, дал добро на создание музея. Выделили помещение в Доме культуры, была создана инициативная группа. Начали собирать экспонаты, решать материальные и организационные проблемы. Так, в 1987 году был создан первый в районе сельский музей. Директором его, естественно, стал С. Я. Приятелев.
С середины 90-х годов, после его смерти, музей боевой и трудовой славы Каменского сельского совета возглавил другой преподаватель школы – Г. И. Замотаев, человек такой же увлечённый, неравнодушный, как и его предшественник.
Сейчас здесь около полутора тысяч экспонатов. О каждом из них директор может рассказывать подолгу, ведь в них заключена история жизни наших предков, их нравы, обычаи и занятия. Многое могут рассказать о быте наших дедов и прадедов такие вещи, как прялка, керосиновая лампа, туесок, донце с гребешком… Раздел с древними вещами – один из интереснейших в музее. В нём можно увидеть одежду, обувь, произведения народного творчества, в том числе и поделки из дерева С. Я. Приятелева, уникальные старинные фотографии.
Собранные в музее документы рассказывают о становлении колхозов и совхозов на территории сельсовета, об участии каменцев в Великой Отечественной войне, об известных земляках, в том числе директоре совхоза А. И. Шулиманове и писателе А. А. Ерёмине.
Г. И. Замотаев называет имена нескольких видных жителей дореволюционного села. В их числе царский вельможа Пашков, чьи четыре деревянных, на фундаменте из голышей, каменных дома на улице Молодёжной (типичное советское «оригинальное» название) стоят до сих пор. В сторону реки Ункор был расположен его прекрасный вишнёвый сад (как тут не вспомнить Чехова!). Сам он не жил здесь, а имением управлял приказчик – немец. В комплекс зданий входили кухня, ледник (погреб, набитый снегом, для хранения продуктов) и прочее…
После отмены крепостного права крепкие каменные «купеческие» дома поставили предприниматели Самойлычев (там разместился трактир) и братья Зайцевы, которые во время нэпа, до раскулачивания, успели соорудить один из трёх намеченных «крупногабаритных» домов.
В селе, как написано в календаре за 1904 год, издавна стояли два деревянных храма. Первый – святителя и Чудотворца Николая, имевший также летний придел Пророка Илии. Второй – тёплый зимний – во имя Благоверного Великого князя Александра Невского. Существует легенда о том, что тёплый деревянный храм сооружён усилиями владельцев Каменок Александра и Дарии Пашковых, ибо там имелись иконы святых с этими именами. Дата его строительства неизвестна.
Николаевский храм, предположительно, возведён был в первой четверти ХVII века. Ильинский же придел в церкви был воздвигнут в 1788 году во времена священника Иоанна Петрова. Храм сей имел наружные обходные галереи, а внутри по стенам располагались полки с иконами. Рядом отдельно стояла каменная колокольня.
Николаевская церковь была сломана в 1820 году из-за ветхости. А ещё раньше, в 1808 году, сгорел Александро-Невский храм. Имущество его спасти удалось лишь частично. К счастью, сохранилась храмовая икона Александра Невского, которую позже поместили в алтаре Ильинского придела нового каменного храма.
Каменный храм Софии Премудрости Божией строился всё при том же священнике – Иоанне Петрове. Работы начаты в 1804, а закончены в 1809 году. Тогда был освящён Ильинский придел, а другой, в честь Софии Премудрости Божией – в 1826-м. От древнего храма здесь размещены иконы Господа Вседержителя, Божией Материи, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла. Сохранился и псалтырь Симеона Полоцкого с нотами, напрестольное Евангелие, что напечатано при царе Алексее Михайловиче и при патриархе Иосафе, ряд указов императора Петра I и императрицы Екатерины II.
Напротив алтаря Ильинского придела находилась каменная часовня – памятник над могилою приснопамятного раба Божия святеносца Петра Дмитриевича. Это, по свидетельствам современников, был редкой души человек. Родился он в 1734 году в семье местного диакона. С детства прикипел душой к религии, вёл подвижнический образ жизни. Чтобы найти уединение в молитве, он уходил за несколько вёрст от села, на Золотой ключ в лесу. Здесь в глуши он оборудовал пещеру с незаметным постороннему глазу входом и отдавался общению с Богом. К нему приходили паломники, и для каждого святоносец находил слова утешения. Умер старец в 1814 году. Из оставшихся после него вещей можно назвать книгу преподобного Иоанна Лествичника «Лестница, возводящая на небо».
После кончины старца один из почитателей его – помещик города Казани Евграф Лебедев испросил у преосвященного епископа Моисея дозволения устроить на могиле памятник и часовню, которые и были воздвигнуты в 1818 году. Пришедшие поклониться усопшему могли прочитать надпись: «Под сим камнем погребено тело в Бозеусопшаго раба Божия Святеносца Петра Дмитриевича...»
Родник в КаменкахВ ХIХ веке в селе часто останавливались Нижегородские Преосвященные на пути в Оранскую обитель. Благочинный села Каменки Е. Н. Яковлев следил за церковными делами первого нижегородского округа, участвовал в богослужениях в подведомственных храмах. Так, он участвовал в 1898 году в освящении придела в Афанасьевской церкви.
По состоянию на 1904 год, главный холодный престол храма по-прежнему посвящён Софии Премудрости Божией, правый холодный придел – пророку Илие, а левый тёплый – святому Николаю Чудотворцу. Церковь имела 35 десятин земли, собственный дом. Действовала земская школа. Руга составляла 500 рублей, казённое жалование – 725. В приход входило четыре деревни, 801 православный мужчина и 849 женщин.
Иереем был Иван Васильевич Виноградов 54 лет, имевший за плечами семинарию. Он был награждён наперстным крестом и орденом Святой Анны третьей степени. Законоучитель, благочинный округа. В приходе с 1870 года. Диаконом служил И. В. Дроздов 33 лет, окончивший уездное училище, в приходе с 1903 года. Псаломщик – П. Н. Золотов 31 года, после трёхклассного духовного училища, в приходе с 1895 года. Церковный староста – П. А. Середнёв.
В храм часто заезжали нижегородские владыки. Одно из таких посещений Каменок и близлежащего Спирина было в сентябре 1885 года. Несмотря на дождь, владыку встречало множество народа. Ему были преподнесены хлеб и соль.
При советской власти храм полуразрушен и превращён в склад.
Сегодня предпринимаются первые шаги по восстановлению храма. По крайней мере, территория близ него расчищена. Но постоянного батюшки из-за проблем с жильём пока нет.
ХРАМ В КАМЕНКАХ
Храм старинный
На ветру современном скрипит.
Он низринут:
Сквозь извёстку опавшую гневно глядят кирпичи!
Сквозь скорлупы
К нам проклюнулась древность, кровавое вынув нутро.
Купол-рупор
Ввысь вещает, где зиждется облачный трон.
Как же нужно
Возвратить чьи-то Веру, Надежду, Любовь!
Где же служба –
Богородицы взгляд, Искупителя кровь?
А над Каменками
Мужичок поллитровку у сердца таит.
Неприкаянная
Полусклад-полуцерковь стоит.
Донкихотствуют ветры знобяще: Не лепо ль ныбяшете…»
И грохочет в сердце храма открытая дверь.
Пьяный пляшет
И кричит он, «гудящий»: «Ещё бы бутылочки две!»
Обыватели! –
Тихо жить, тихо жрать, не соваться в чужие дела…
А бывало ведь –
И в России священная Вера жила!
Иссушающий
Нынче ветер звучит в куполах.
Но свежа ещё
Тень преданья в окрестных полях!
Но колотится
Чьё-то сердце пред святостью на ветру.
Как в Коломенском,
Рядом с небом большим поутру.
1970г.
СПИРИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Спирино – ещё одно село, находящееся на территории Каменского сельсовета.
Каменный храм в селе Спирино заложен в 1822 году. Имел главный холодный престол в честь святой Троицы. Правый тёплый придел – преподобного Сергия Радонежского. Левый – Владимирской Богоматери. Церковь имела в 1904 году 33 десятины земли, собственный дом. Руга составляла 560 рублей, казённое жалование – 725.
В приход входило пять деревень. Православных мужчин насчитывалось 910, женщин – 1035. Имелись земская школа и школа грамотности.
Иереем в означенное время был Алексей Николаевич Воскресенский 29 лет, закончивший семинарию по первому разряду, законоучитель, имел набедренную. В приходе с 1899 года. Диакон – П. Н. Сергиевский 30 лет, из уездного училища, законоучитель и учитель пения в школе грамотности, в приходе с 1902 года. Псаломщик – Н. М. Юрьев 25 лет, получивший образование в трёхклассном духовном училище. Учитель школы грамотности. В приходе с 1894 года. Церковный староста – А. И. Обыденнов. Заштатным священником был Александр Сергеевич Рувимов 74 лет. Ныне храм полуразрушен. За восстановление его пока никто не берётся.
ПАРАД КАМЕНСКИХ ДЕРЕВЕНЕК
Между деревнями Копнино (Доскинский сельсовет) и БУКИНО в верхней части кудьминской поймы есть небольшая деревенька УШАКОВО – уже вторая с таким названием вБогородском районе (другая – в Шварихинском сельсовете). Сейчас в ней живут, главным образом, дачники. В центре её – красивый пруд.
А вот другая деревня, лежащая к востоку от Ушаково, несмотря на название ПРУДЫ, как раз их-то поблизости и не имеет. Парадокс? А может быть, протекающая рядом с нею река Ункор, разливаясь в половодье, создаёт временные водоёмы? Или (ещё вариант) на речушке когда-то ставили запруды, в просторечии – Пруды?
Из дореволюционной истории деревни известно, что разразившаяся летом 1902 года гроза с сильным градом принесла местному населению громадные убытки, повредив на протяжении двух вёрст яровые и озимые хлеба.
Историю деревни после Великой Отечественной войны вспоминает житель посёлка ЛИСЬИ ЯМКИ Е. Ефремов. Люди в Прудах были очень трудолюбивые. Работали они отдельным колхозом и жили богаче других за счёт своего упорства, строгого семейного уклада, крепкой дисциплины, высокого морально-нравственного настроя. По руслу Ункора у них были расположены великолепные овощные плантации, всегда аккуратно возделанные и ухоженные. По левую сторону старого русла реки, ниже деревни, были чудесные луга – настоящий оазис. Корма были отменные, а потому и молоко в Прудах было самое лучшее, целебное. Луга подходили вплотную к Лисьим Ямкам – бывшему имению немца Каргера. Стога ставили напротив барского дома. Видимо, эти луга были когда-то собственностью помещика.
В Прудах в то время председателем колхоза был В. И. Жегалов, волевой, знающий хозяйственник. Колхоз при нём процветал.
Кстати, многие жители деревни исповедовали старообрядчество, как и знаменитый председатель колхоза «Искра» П. М. Дёмин – уроженец этих мест, герой соцтруда, человек известный в послевоенные годы своей деловой хваткой не только в районе, но и во всей стране.
По вечерам в Прудах проходили массовые гуляния молодёжи с гармошками. Ребята из Лисьих ямок с частушками шли по деревне: «Не смотрите, что мы босы, «Лисьи-Ямские» барбосы, придёт время, женимся, обуемся, оденемся»… В Прудах, заслышав гармонь, их уже встречали местные девчата…
После общего гуляния молодежь расходилась парочками. Много ребят из Лисьих Ямок поженились на прудовских девчатах…
Деревня, где дома рядами,
Что называется Пруды.
Здесь наши прадеды с дедами
Познали тяжкие труды.
Как запрокинув очи к небу,
Она на холмике стоит,
Познав ядрёный запах хлеба
В ладонях трепетных своих.
Здесь землю-матушку веками
Возделывать готов был всяк...
Дома из дерева и камня.
А на вершине – особняк.
Пьянит здесь душу ветер вешний.
Восход здесь разгоняет мрак.
Мужик трудиться может здешний
И выпить тоже не дурак.
Герой труда родился Дёмин,
И здесь же он и погребён.
Он справедлив был, строг и скромен
И по-крестьянски был умён.
А жизнь рассчитывает просто:
То плачут в ней, а то поют...
Дорожка тянется к погосту,
Туда, где главный наш приют...
Здесь вовремя восходят всходы
И крепок каждый урожай.
Сквозь все невзгоды-непогоды
Здесь хорошеет отчий край.
Деревня КАРПОВО, что между Букиным и Спириным, напротив Каменок, названа по имени некоего Карпа или Карпова, возможно, основателя или хозяина деревни. Дома здесь, за редким исключением, деревянные.
Рядом с Карповым находится железнодорожная станция ЧАГЛОВО и одноимённый посёлок при ней. По мнению авторов Нижегородского топонимического словаря, своё название эти объекты получили в 1902 году, при строительстве железной дороги Н. Новгород — Тимирязево (Красный Узел). Наименование их созвучно с именем находящейся в 15 километрах от этих мест деревни Чаглава (ныне Кстовский район). Название деревни, в свою очередь, произошло от мордовского языческого женского имени Чуклава. В основе слова корень «Чук», означавший священное место молений и жертвоприношений.
ГРЕМЯЧКИ – ещё одна небольшая деревня Каменского сельсовета. Когда-то она была известна своими четырьмя водоёмами, в которых водилось немало рыбы. Это давало дополнительные источники пропитания местным жителям, да и любителям поудить рыбку, приезжавшим из других селений.
Здесь были бурлившие, «гремевшие» ключи, откуда и возникло название деревни.
Вода в водоёмах ярко блистала на солнце в ясные тёплые дни, она была удивительно чистой, как слеза. В жаркую пору здесь не было отбоя от детворы, прибегавшей сюда со всей округи. А жители Гремячек сами следили за чистотой прудов и другим не дозволяли загрязнять их.
В деревне многие занимались земледелием, садоводством, по примеру жителей других окрестных селений, например, Береговых Новинок. Наиболее распространена была вишня.
Старинный дом в деревне ГариНазвание другой деревеньки – ГАРИ – говорит о сгоревшем, горелом когда-то месте. Или, по мнению Г. И. Замотаева, о селении, возникшем на месте выгоревшего леса.
В деревне Гари имелся молитвенный дом. Это сооружение не представляло собой интереса с точки зрения архитектуры, а было обычной избой, осенённой сверху святым крестом. Она состояла из всего-навсего единственной комнаты с иконами в углу и прихожей. Звонницы как таковой не имелось. Деревянное здание служило местом богослужения для местных православных.
Из архивных данных следует, что чертёж плана, составленного в середине 20-х годов прошлого века, заверили церковный староста Суринин (предположительно, поскольку подпись неразборчива), а также прихожане Вдовин и Хомутов. На чертеже отмечены габариты церквушки, имевшей восемь метров в длину и шесть в ширину.
Другой достопримечательностью местности были луга в травах и цветах. Здесь крестьяне заготавливали сено. В деревне были разные верования, а соответственно, и несколько кладбищ для захоронения людей.
В советское время деревня стала неперспективной, а значит, загрязнённой и заброшенной…
Название деревни КИЛЕЛЕЙ восходит к мордовским корням и означает «берёзы в овраге». Действительно расположена она с двух сторон глубокого оврага, который, говорят, был образован в доисторические времена огромным ледником. Внизу оврага ныне расположен крытый родник, к которому ведёт деревянный настил.
По одной из легенд, приведённых Г. И. Замотаевым, барин привёз всех жителей из Мордовии. В деревне много старинных каменных домов, что свидетельствует о приличном уровне жизни многих её обитателей до революции. По данным историка Шеломаева, жители Карпова, Килелея, Куликова, Алистеева, Букина, Чижкова и Спирина занимались бортничеством и гоном куниц.
Имя деревни ЧАПУРДА (ударение на второй слог) также имеет мордовские корни и характеризует природные особенности близлежащей территории. Мордовское слово«чепурда» означает глухое место в лесу.